Как называют ученых изучающих птиц. Игра-соревнование знатоки птиц. Какими качествами должны обладать люди этой профессии

Кто занимается подсчётом птиц? Как исследователям удаётся пересчитать всех пернатых, летающих и прыгающих с места на место? И зачем вообще нужно знать, сколько в городе воробьёв или ворон? Сегодня наша статья ответит на самые популярные вопросы из раздела орнитологии.

Что за наука орнитология

Орнитология — это одна из отраслей зоологии, изучающая птиц. Объект изучения этой науки — физиология птиц, их морфология, систематика и распространение их по территориям. Говоря простыми словами, орнитология — наука о птицах.

Первые орнитологические исследования проводились в четвёртом веке Основателем учения о птицах принято считать древнегреческого философа и учёного Аристотеля. Именно в его трудах впервые было описано анатомическое строение птиц и их простейшая классификация.

Деятельность орнитологов очень разнообразна. Исследования этой науки включают в себя:

  • подсчет количественных показателей популяций птиц;
  • определение их разновидностей на основе физиологических особенностей;
  • составление классификаций (систематика);
  • изучение географии поселений разных видов пернатых;
  • определение миграционных маршрутов перелётных птиц;
  • организация работ по защите редких и исчезающих видов птиц и увеличению их популяций.

О людях, изучающих птиц


О людях, изучающих птиц.

Профессиональный праздник людей, занимающихся изучением птиц, с 1983 года отмечается 19 февраля, и называется День орнитолога. Изучением птиц занимались многие известные люди, учёные. О некоторых из них мой рассказ.

На моей книжной полке стоит толстая (477 страниц) книга Александра Николаевича Промптова (27.06.1898-14.10.1948) «Птицы в природе» (Государственное учебно — педагогическое издательство просвещения РСФСР, Ленинградское отделение. 1957 год). Это уже третье издание, первое вышло в 1937 году, второе — в 1949, а было ещё одно — в 1960 году. В книге фотографии птиц и птенцов 93 видов птиц, часто встречающихся в нашей природе, особенности их внешних данных. В приложении к книге содержатся подробные описания гнёзд птиц, их расположения и маскировка. Большой список использованной литературы, русский и иностранный указатель названий птиц с указанием страниц, где описаны те или иные птицы, позволяют быстро находить нужный материал. Хоть и стара по времени издания книга, но мне она во многом помогла. В книге приведено много фактов из необычных событий, связанных с обитанием птиц. Например, о голоде в России в 1891 году, который резко повлиял на уменьшение численности полярного кроншнепа, обитающего в тундрах Северной Америки. Россия тогда не стала вывозить зерно в Европу, Аргентина же увеличила вывоз своего зерна, там стали распахивать целинные земли, на которых зимовали эти кулички, их среда зимовки оказалась нарушенной, что и повлияло на их численность. Или вот ещё фраза автора. «Нет абсолютно полезной или всецело вредной птицы». Совершенно верно, ведь грачи, например, весной собирают на пашнях вредных личинок, принося большую пользу, но в тоже время вредят всходам зерновых, а осенью питаются зёрнами.

На одну из встреч с учёными, где был и профессор Промптов, как-то случайно попал Борис Вепринцев, который стал позднее известен записями голосов птиц в природе. Тогда он, ещё мальчишка, услышал впервые, как из старинного граммофона пел соловей. Это были записи голосов птиц на пластинке Людвига Коха, который уехал от фашистов в Англию. Вот тогда-то и захотелось Борису делать такие же записи. А дело это оказалось не простым. Лучше всего поют птицы на восходе солнца, нужно было заранее явиться на выбранное место со всей тяжёлой записывающей аппаратурой. Бывало, ночевал на затопленных островках, порой не спал две — три ночи подряд. Кроме того, посторонние звуки порой мешали. То гармонист в деревне заиграл не во время, то пароход на реке загудел во время пения птички.

Первая граммофонная пластинка Вепринцева с записями голосов птиц выпущена в 1960 году, и он тут же отправил её в Англию по адресу: «Птичий домик, Людвигу Коху» и неожиданно для себя получил благожелательный ответ от восьмидесятилетнего Людвига Коха. «Благодарю Вас за возможность послушать птиц, которые в Англии теперь редки». В 1962 году вышло несколько тиражей первой пластики. А всего он записал голоса 500 птиц. Была и у меня такая пластинка, и слушали её, но переписать на современные носители тогда не было возможности. Ныне желающие могут послушать эти записи в интернете.

Хочу привести несколько отзывов об этой пластинке. В письме из Италии было написано: «Будешь ехать — не набирай лишнего. Бутылку «Столичной», чёрного хлеба и, если сможешь, добудь пластинку с голосами птиц». «В Антарктиде радист объявил: «А сейчас — голос родной земли». Обо всём этом писал в «Комсомольской правде в 1962 году Василий Михайлович Песков.

Борис Николаевич Вепринцев (04.04.1928-11.04.1990) — легендарная фигура, учёный биофизик, лауреат Государственной премии(1982 г.), доктор биологических наук. Мне удалось увидеть его однажды. Он зашёл в контору Мезенского рыбокомбината, чтобы договориться о поездке на Канинский полуостров, там он собирался продолжить свою работу вместе с сыном. Оставил свою визитку, но она затерялась.

Много сделал работ по изучению птиц нашей страны известный учёный-орнитолог, исколесивший всю страну, профессор Евгений Павлович Спангенберг (1898 — 1968), бывавший в наших краях. В книге Спангенберга «Птицы, зайцы, лисицы и прочие» (Москва, «Детская литература, 1973) в рассказе «Сёмжинский кот» читаю: «Сёмжа — маленький рыбацкий посёлок. Он стоит на высоком берегу Мезенской губы, несколько южнее Полярного круга. Мы с приятелем приехали туда в самом конце мая 1956 года».

А вот как автор описывает в той же книге случай в Каменке, в рассказе «Гусиная страна»: «… наступает обеденный час. Мы, не спеша, идём через Каменку к местной столовой. Пахнет древесными опилками, моховым болотом, суровым Севером. Однажды на оживлённой главной улице я вдруг увидел гуся — гуменника. Он важно шествовал по тротуару, не обращая внимания на молодых людей, спешащих на смену. Переваливаясь с боку на бок и издавая негромкое гоготанье, раскормленный гусь старался не отстать от шумной ватаги ребятишек. Рядом с ним, заложив на спину свёрнутый калачиком хвост, бежали две остроухие собачонки».

Автор написал ещё книгу «Записки натуралиста» (Издательство Московского университета, 1964, 700 стр.). Обе эти книжки тоже стоят на моей книжной полке. Про самого автора, к сожалению, известно мало. Страстью к путешествиям его заразил дед. В семь лет он получил от отца ружьё. В юности обучался в Московском университете и закончил его в 1930 году. «Он мог безошибочно назвать любую птицу, увидев её даже мельком или услышав голос». Он собрал большую коллекцию птичьих яиц, а в Зоологический музей МГУ он передал около 11 тысяч экземпляров тушек птиц. Спангенберг опубликовал более 100 научных работ, а за работу в составе зоомузея «Птицы Советского Союза» удостоен Сталинской премии в 1952 году.

День орнитолога — это праздник всех «птицеведов», «птицезнаев», «птицелюбов». Птицам зимой очень трудно найти пропитание. Синичка, например, обследует деревья и находит спрятавшихся в щёлках коры насекомых. Человеку с лупой их не отыскать, а пичужка может. Только много ли там полезного для питания? Надо помочь птичкам пережить суровую зиму, вывесить кормушки и регулярно сыпать корм. А как интересно наблюдать за поведением птичек у кормушки, особенно если она установлена близко от окна. Ведь каждая птаха ведёт себя по — своему. Тут можно тщательно рассмотреть окраску птичек и даже определить самец это или самка. И птичкам помощь, и себе огромное удовольствие от наблюдения. А весной и летом оставшиеся в живых птички помогут бороться с вредными насекомыми.

Ссылка на источник — https://север 09/02/2018/

Орнитолог — кто это?

Как мы смогли заметить, орнитология — естественная наука, полностью основывающаяся на общении с природой. Из определения нетрудно догадаться, что орнитолог изучает птиц.

Работа орнитолога связана с постоянным наблюдением. Люди этой профессии изучают птиц в разной среде их обитания. Это могут быть естественные условия — леса, луговые просторы, рощи, где птицы живут в непосредственной близости к природе. Также орнитологические исследования касаются птиц, приспособившихся к жизни в больших городах, где они вынуждены изменять свои природные повадки, чтобы существовать в симбиозе с человеком и продуктами его жизнедеятельности.

Результаты трудов орнитолога позволяют нам больше узнать об окружающей нас природе, увидеть, как удивительна и разнообразна фауна Земли. Проводимые исследования должны давать нам новые знания, удивлять, а также мотивировать сохранять и защищать жизнь на нашей планете.

Среди тружеников этой науки есть также и врач-орнитолог. Кто это, нетрудно догадаться. Это специалист, занимающийся лечением пернатых — как птиц, живущих в дикой природе, так и тех, которые содержатся в домашних условиях.

Ход игры

Вступление. Звучит песня «Вы слыхали, как поют дрозды?»

Ведущий:А кто из вас действительно знает, как поют дрозды? Давайте послушаем вместе песнь певчего дрозда. Слайд 2.

Не пугайте резвых птичек! Пусть они вокруг порхают. Крылья их при ярком свете, Словно радуга сверкают. Вы послушайте их песни, Что поют они на воле! Ведь певуньи украшают Нам леса, сады и поле. И в работе очень важной Нам полезны эти крошки: Истребляя на растеньях Червяков и вредных мошек, И сады, и нивы наши Нам они оберегают. Не пугайте ж резвых птичек! Пусть они вокруг летают! (С. Степанов)

Слайд 3. Ведущий:Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в ледяной приполярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты. Класс ныне живущих пернатых насчитывает примерно 9000 видов. За историю цивилизации прекратили свое существование около 200 видов птиц, причем, 43 из них – за последние 200 лет. В Красную книгу мира записано 312 видов птиц. И сегодня мы будем говорить об этих удивительных созданиях, которые покорили небо. Ваши знания и умение действовать вместе, сообща, принесут вашей команде заработанные баллы. Вы узнаете много нового и интересного, а помогут в этом наши помощники – группа «Википедия» ☻ <Приложение 1>.

Наша игра будет проходит по следующему плану:

Слайд 4. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

  1. Представление команд. Домашнее задание: «Народная мудрость», «Фантастическая птица».
  2. Разминка-викторина.
  3. Кроссворд «Семь С». Игра со зрителями
  4. «Отгадай птицу».
  5. Конкурс капитанов.
  6. «Своя игра».
  7. «Сказочный» конкурс.
  8. Птицы – наши друзья. Берегите птиц!

Успехов вам, и пусть победит сильнейший!

1. Представление команд (название, эмблема, девиз).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • Слайд 5. «Народная мудрость» – пословицы и поговорки, связанные с птицами. Команды зачитывают их по очереди, не повторяясь. Максимум — 5 баллов. <Приложение 2>
  • Слайд 6. «Фантастическая птица» – рисунок. Максимум — 3 балла.

2. РАЗМИНКАвикторина. Право ответа – поднятая рука. За выкрики с мест – штраф.

3. Слайд 28. КРОССВОРД «Семь С» — Заполните кроссворд названиями птиц, начинающихся с буквы С.

(Примеры названий птиц: СЫЧ, СИП, СОВА, СТРИЖ, СОЙКА, СОРОКА, СИНИЦА, СТРАУС, СНЕГИРЬ, СКВОРЕЦ)

Во время заполнения кроссворда командами проводится игра со зрителями. Отгадавшие получают жетоны (картонные фигурки птиц), которые они смогут в конце игры обменять или на конфеты, или на дополнительные очки для любой команды.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ – загадки (Слайды 29-34)

Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел)

Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

Это старый наш знакомый, Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист)

Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крошки собирает, По полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)

В воде купался, а сухим остался. (Гусь). Почему?

Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою их ведет. Весел нет у малых лодок, А кораблик больно ходок: Вправо, влево, взад, вперед Всю ватагу повернет. (Утка с утятами)

4. Слайд 35. Задание «ОТГАДАЙ ПТИЦУ» — По первым буквам названий птиц составьте название крупной птицы. (Например: Иволга, Журавль, Чайка – ЧИЖ)

Птицы на экране: Аист, Синица, Скворец, Удод, Тетерев, Рябчик — СТРАУС

Слайд 36.Африканские страусы.

Слайд 37.На страусиной ферме.

5. Слайды 38-43. КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Найдите в предложении птицу. (Например: У тигра чесался нос. — ГРАЧ)

  • В институтской столовой профессор ел с удовольствием борщ. – ОРЕЛ
  • Коля нёс ведро фасоли, радуясь хорошему урожаю. – ДРОВА
  • По утру ткачи принесли красивый ковер. – УТКА
  • Мой дядя телефон носит в кармане. – ДЯТЕЛ
  • На стадионе приятели вели разговор о бейсболе. – ВОРОБЕЙ
  • Вор ощутил укол и бриллиант выскользнул из его рук. – КОЛИБРИ

6. «СВОЯ ИГРА» — команды сами выбирают вопросы из различных тем различной стоимостью (1, 3 или 5 баллов) Слайды 44-59

А. Пример для подражания:

  • 1 б. Какие мифические герои использовали крылья для побега с острова Крит? Почему спастись удалось только одному из них? (Дедал и Икар)
  • 3 б. Какая автомашина названа в честь птицы? (Чайка – легковой автомобиль ГАЗ-14)
  • 5 б. Какие птицы дали название группе быстрокрылых авиаторов? (Стрижи)

Б. Сказочные птицы:

  • 1 б. Какая сказочная птица имела золотое оперение? Назовите сказки с ее участием. (Жар-птица, «Иван-Царевич и Серый Волк», «Конек-горбунок»)
  • 3 б. Как зовут сказочную птицу, которая при приближении смерти сгорает, а потом опять возрождается из пепла? (Феникс)
  • 5 б. Какие райские птицы стали персонажами известной картины В.М. Васнецова «Песни радости и печали», вдохновившей юного Александра Блока? (Сирин и Алконост) ☻ АЛКОНОСТ и СИРИН <Приложение 1>

В. Назад в прошлое

  • 1 б. Какая известная древняя птица, жившая около 150 млн лет назад, сочетала признаки и пресмыкающихся, и птиц? Назовите эти признаки. (Археоптерикс)
  • 3 б. Какая нелетающая птица, истребленная европейцами в 17 веке, была выбрана символом государства Маврикий и стала изображаться на гербе этой страны? (Дронт, или Додо) ☻ ДРОНТ <Приложение 1>
  • 5 б. Эта гигантская вымершая птица с о. Мадагаскар, достигавшая 3 м в высоту и массы порядка 500 кг, вошла в легенду из «Тысячи и одной ночи» под названием птицы Рух. (Эпиорнис) ☻ЭПИОРНИС <Приложение 1>

Г. О птицах в стихах

1 б. Так беззаботно, на лету Он щедро сыплет трели, Взвиваясь круто в высоту С земли — своей постели. Среди колосьев он живет. Его домишко тесен, Но нужен весь небесный свод Ему для звонких песен. (Жаворонок)

3 б. В голубенькой шапочке, бурой сорочке, В саду, где набухли на яблоньке почки, Он ёжится, зябнет на ветке росистой, Но песни не бросит певец голосистый. На яблоньке звонко поёт, не смолкая, Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик)

5 б. Фи-тиу флейтой на рассвете У речки слышен звук высокий… И наклоняет иву ветер И прячется в густой осоке, Чуть свет блеснёт, она задорно Уже поёт на ветке тонкой. Два цвета: золотое с чёрным Пестрят в наряде птицы звонкой. Вспугни её хотя б немножко, — «Фи-тиу» в «мяу» обернётся, За что она «лесною кошкой» Народом исстари зовётся. (Иволга)

Д. Птицы России

  • 1 б. Какая птица, названная Львом Лещенко «маленьким волшебником белой рощи», считается непревзойденным «сладкоголосым» певцом? (Соловей)
  • 3 б. Какая птица является в России самой маленькой? (Королёк)
  • 5 б. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. (Клесты) ☻ КЛЕСТ <Приложение1>

7.Слайд 60.«СКАЗОЧНЫЙ» конкурс. За одну минуту вспомните сказки, в которых птицы служили транспортным средством.

Слайд 61. «Гуси-лебеди», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Лягушка-путешественница»

Слайды 62-66.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «Берегите птиц» — чтение стихотворений под пение птиц. <Приложение 3>

Слайды 67-68.Подведение итогов игры. Награждение победителей. Можно организовать конкурс лучшего игрока и вручить ему грамоту и приз в виде фигурки совы.

Слайд 69.ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. ru.wikipedia.org
  2. Внеклассное мероприятие по биологии. <526140>автор — Луговая Е.В.
  3. Урок-игра Поле чудес по теме Птицы — наши друзья Биология (7-й класс) <521214>автор –Семенова Н.Н.
  4. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
  5. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  6. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2008.

Несомненно, должна присутствовать работа орнитолога. Орнитолог — кто это? Чем он занимается? Что изучает наука орнитология? На все эти вопросы мы с вами обязательно найдем ответы.

Какими качествами должны обладать люди этой профессии

В орнитологии, как и в любой профессии, нужно иметь определённые личностные свойства, которые помогают достигать высоких результатов. Хороший орнитолог — кто это, какими качествами он обладает? Это:

  • врождённая наблюдательность;
  • внимательность;
  • усидчивость;
  • умение концентрироваться на деталях;
  • способность к анализу.

Пожалуй, самым главным качеством, которое должно присутствовать у любого орнитолога, можно назвать особенно к птицам. Только человек, искренне интересующийся жизнью пернатых, будет получать удовольствие от исследований, сделает правильные выводы, а может, даже новые научные открытия.

Профессия орнитолог — одна из специфических. Нельзя быть хорошим орнитологом и одновременно не любить свою работу. Только тот, кто уверен в своём выборе профессии и готов полностью посвятить свою жизнь изучению птиц, обязательно достигнет успехов в орнитологии.

Общедоступная орнитология

Трудно спорить с тем, что наблюдение за птицами — интересное занятие. В связи с этим возникает такое понятие, как любительская орнитология. Эту общедоступную, увлекательную деятельность выбрали своим хобби многие любители естественных наук.

Легко наблюдать за птицами просто из окна своей квартиры, используя бинокль. Ещё больше можно увидеть, выйдя на прогулку в городской парк. Иногда почитатели орнитологии организовывают совместные поездки за город в целях наблюдения за пернатыми. Для фиксирования результатов таких кустарных исследований используются фотоаппараты и видеокамеры.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:

  • обобщение знаний учащихся о птицах, их многообразии, образе жизни, поведении и значении в природе и жизни человека;
  • расширение знаний об использовании образов птиц в народном эпосе, литературе, музыке, искусстве и технике;
  • формирование бережного отношения к птицам.

Мероприятие сопровождается презентацией PowerPoint.

К чему здесь Джеймс Бонд

Джеймс Бонд — известный орнитолог из Филадельфии. Он изучал карибскую фауну, и в 1936 году была опубликована его книга «Птицы Вест-Индии». Изданные им научные труды стали фундаментальными в области орнитологии.

То, что популярный супершпион, герой двадцати пяти фильмов носит такое же имя, отнюдь не совпадение. Автор шпионских детективов занимался изучением птиц и, выбирая прозвище для главного персонажа своего романа, позаимствовал имя автора одной из книг по орнитологии, таким образом прославив его.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: